ЧТО ТАКОЕ ПОДРАЖАНИЕ ХРИСТУ
Подражание Христу - идея Христа. "Возьми крест" сказано Тем, кто знал, что будет нести крест. Кажется, с точки зрения Иисуса этим возможность "подражания" исчерпывается.
Когда апостол Павел говорит, что подражает Христу (и другим советует) - он этими словами завершает перечень: безумие, болезнь, бесчестье, "гонят нас, мы терпим" (1 Кор 14, 12). Отказ быть умным, здоровым, уважаемым - или, ещё точнее, отказ быть с умными, со здоровыми, с уважаемыми. То есть с теми, кто не сильно и допускает к общению с собой.
Иисус иронизировал - мол, люди-то идут смотреть Иоанна Предтечу, в пустыню, а царя во дворцу. Однако, на эту иронию нетрудно было ответить сарказмом: в пустыню-то легче пройти, чем во дворец. Можно подумать, цари только и делают, что бродят в тоску по своим царским палатам и ждут посетителей... В этом отношении апостол Павел не слишком подражал Христу. Иисус не бросал Царя - Отца. Иисус не лез к верхам общества не потому, что был снобом, а потому, что был Богом. Что для общества верхи, для Бога табуретка.
Совершенно невозможно подражать Христу как Христу. Самое важное в Иисусе не то, чтобы неподражаемо, оно - невидимо. Нельзя имитировать то, что нельзя увидеть. Все имитации Христа - вполне бихевиористские, имитации Его поведения. Очень детское занятие - то есть, очень полезное и нужное.
Примечательны в этом занятии узкая специализация и произвольность.
Нельзя подражать Христу "вообще". Можно подражать Его уходу в пустыню, или Его целительству (самое вздорное дело), или Его смирению, или Его крестному пути. Подражать нужно, однако, чему-то одному. Либо пустыня, либо крест.
Подражая Христу, неизбежно подражаешь другим людям, в идеале - самому себе. Раздать имение - да мало ли кто раздаёт имение! Принял невинную смерть, не сопротивляясь - да в миллионном городе таких бедолаг каждый день по паре. Снести оскорбление - да если бы каждый день миллионы людей не сносили оскорбления подобно Иисусу, давно бы всё грохнулось. Сносят и не видят в этом ничего особенно. И слава Богу! Вдвойне слава Богу, когда обычнейшее занятие "посвящают" - произносят слова (не обязательно вслух) о том, что вот это будет "как Бог". Само такое слово освободит человека - всякое рабство есть погружение в бессловесность, бегство от высказывания. Если кто-то скажет: "Я буду ходить на двух ногах, как ходил Христос!" - это будет прекрасно. Писать на песке, как Христос - отлично! Важно - чтобы буквально. Выгонять из храма торгующих - так зайти в Сакре-Кёр или в Христа-Спасителя и выгнать. А то под лозунгом изгнания торгующих из храма пишут ядовитые фельетоны или бомбят, кого сочтут нужным. Буквально - раз, сознательно - два, с молитвой Христу - три. А в чём смысл подражания? Не в том ведь, чтобы окружающим было хорошо. От того, что мне плохо, даже моим врагам сильно лучше не будет, а врагов у любого человека намного меньше, чем ему кажется. Подражают Христу не для спасения окружающих и не для спасения себя, а чтобы подстроиться под Христа. Так ребёнок старается идти в ногу со взрослым, чтобы спрашивать и слышать ответы.